Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A A A

Архитектурные памятники

* * *

Большая Черёмушкинская улица разрезает Черёмушки пополам, подобно тому, как Дмитровское шоссе делит на две части Виноградово. Однако если в Виноградове так было всегда, и вынос за пределы усадьбы культового комплекса достаточно частое явление, то в Черёмушках новая дорога в усадьбу, прошедшая перпендикулярно старой, обсаженной аллеей, и разделившая жилые и хозяйственные постройки, была устроена лишь при последних владельцах Черёмушек Якунчиковых. Она являлась ответвлением от Якунчикова (ныне Загородного) шоссе, проложенного к кирпичному заводу, находившемуся севернее усадьбы.

Одно время Большая Черёмушкинская улица служила границей между двумя городскими районами: Черёмушкинским, и соседним Советским. Этот нонсенс, противоречивший здравому смыслу и вносивший неизбежную путаницу в издания о памятниках архитектуры Москвы, в 1980-х гг. был устранен путем включения территории бывшего имения в черту Севастопольского района. Однако, в 1991 г., при введении ныне существующего административно-территориального деления столицы, Черёмушки опять была поделены по этой границе, на этот раз между районами (первоначально муниципальными округами) “Котловка” и “Академический”.

К последнему относится огромный хозяйственный комплекс имения, ныне занятый институтом гельминтологии. В документах он фигурирует как «Экономия», но более известен по литературе как «Конный двор», несмотря на то что, объединяет ряд самых разных хозяйственных и служебных сооружений: каретный сарай, коровник, скотный двор, манеж, конюшню, людскую и т.п. Весь комплекс зданий «Экономии» сооружен в последней четверти XVIII—начале XIX вв. при С.А.Меньшикове и выдержан в классических формах. Известна попытка приписать его архитектору Ф.-К.-Х.Вильстеру, по проекту которого был сооружен господский дом в Черёмушках. Однако «Экономия» складывалась достаточно долго и в силу этого не может не являться произведением разных зодчих. Её наиболее старая часть, выстроенная в 1780—1790-х гг.: первые этажи корпусов (вторыми они были надстроены только в 1830-1840-х гг.) и лаконично оформленные башни, фланкирующие въезд на территорию с северо-запада, откуда был подъезд к имению со стороны Москвы, как и в Кузьминках называемый «прешпектом». Вогнутые шатровые кровли башен отразили увлечение «китайщиной», характерное для той эпохи (одна из них в советское время использовалась как водокачка). Их суровый, почти крепостной характер, рождает героический образ въезда в родовой феодальный замок Меньшиковых, как известно не отличавшихся родовитостью, заставляя вспомнить уже известную нам «мемориально-триумфальную» архитектуру ряда подмосковных резиденций, в частности Воронцова и Михалкова. Однако, в отличие от чисто романтического Михалкова псевдокрепостные сооружения Черемушек сугубо утилитарны.

На рубеже XVIII—XIX вв. симметрично была отстроена вторая часть комплекса, со стороны парадного двора оформленная более художественно: два двухэтажных флигеля с круглыми башнями, украшенными классицистическими портиками на углах. Кровли этих башен также не избежали «китайщины», в литературе отмечено, что они завершаются бельведерами, однако это не бельведеры, а световые фонари. Либо в то же время, либо несколько позже, после Отечественной войны 1812 г., слева и справа от флигелей были сооружены башнеобразные объемы в виде высоких двухэтажных беседок с закрытой нижней частью и открытой верхней, что дало повод искусствоведам называть их «птичниками» или «голубятнями». Однако никто из Меньшиковых не был завзятым голубятником, а башни-беседки являлись своего рода декорациями, скрывавшими такие прозаические вещи как колодец (юго-западная) и помойку (юго-восточная). Они чрезвычайно схожи с подобными башнями в усадьбе Осташово (Волоколамский уезд), обнаруживающими почти точные повторы в деталях. Однако там, в отличие от в Черёмушек, башни являлись элементами парадного двора.

Симметрию комплекса «Экономии» нарушает большой двухэтажный крытый манеж, сооруженный в 1830-х—1840-х гг. при Н.С.Меньшикове юго-восточнее остальных построек (по другим данным он выстроен в начале ХХ в.). В 1921 г. манеж был перепланирован под конюшни. Ныне в нем находится Музей гельминтологии, организованный институтом гельминтологии, занимающим Экономию. В 1977 г. на её территории был открыт бюст первого директора этого института — академика К.М.Скрябина (его имя носит улица в Кузьминках).

На другой стороне Большой Черёмушкинской улицы на территории района «Котловка» за забором находятся основные усадебные постройки, занимаемые Институтом теоретической и экспериментальной физики. Пройти к ним можно только через проходную, заранее получив разрешение от руководства института. При входе находятся два небольших здания проходных, сооруженных в конце 1940-х—начале 1950-х гг. Они очень тактично стилизованы под классицизм и перекликаются с находящимися через улицу башнями экономии, производя впечатление сторожек-кордегардий, типичных примет въезда во многие усадьбы, в том числе в Воронцово, расположенное недалеко от Черёмушек. Находящийся за проходными въезд на парадный двор акцентирован расположением ворот в виде двух массивных пилонов, декорированных парными муфтированными тосканскими колоннами и увенчанных каменными вазами. Как и большинство построек Черёмушек ворота не имеют точной датировки. Первые исследователи этой усадьбы Ю.И.Шамурин и В.М.Лобанов предположили, что ворота возникли еще в середине ХVIII в. Однако на наиболее раннем плане имения 1766 г. ни ворот, ни ограды, ограничивавшей территорию усадьбы, не показано. Наверняка, чисто практическая потребность в них возникла одновременно со строительством нового господского дома, обустройства парадного двора и оформления въезда на него при С.А.Меньшикове. Таким образом, их сооружение можно отнести к 1780-м гг.

Несомненно, к воротам первоначально примыкала ограда, выдержанная в одном с ними стиле, но она не сохранилась. При Якунчиковых на этом месте уже существовала невысокая стенка из дикого камня, с двух сторон примыкавшая к воротам. Однако она совершенно не вяжется ни с их стилем, ни со стилем остальных усадебных сооружений. Довольно скоро после Октябрьского переворота эта стенка была снесена и, по-видимому, использована как строительный материал. На фотографиях середины 1920-х гг. ее уже нет. В середине ХХ в. в центре парадного двора был устроен крупный цветник с фонтаном, поэтому теперь подъездная дорога обходит его по кольцу. В глубине парадного двора расположен двухэтажный классицистический господский дом с четырехколонным портиком, над фронтоном которого возвышается небольшой бельведер. В отличие от подавляющего большинства усадеб автор его проекта, созданного в 1786-1787 гг., известен. Это выпускник Петербургской Академии художеств Ф.-К.-Х.Вильстер, привлеченный к строительству в Черёмушках С.А.Меньшиковым. Любопытно, что портик первоначально не соответствовал главному входу в здание. Слева и справа от него сохранились порталы двух дверей: левой — парадной и правой, существующей и ныне — черной или служебной.

Видимо после Отечественной войны 1812 г. господский дом был частично перестроен или, по крайней мере, значительно обновлен, о чем свидетельствует сохранившаяся до наших дней ампирная отделка центрального белого зала, обработанного нишами с включенными в них двухколонными портиками. Прекрасный лепной фриз зала с медальонами и грифонами мог появиться не ранее 1-й четверти XIX в.

При Н.С.Меньшикове декоративная отделка помещений была частично переделана. Возможно, тогда стены свода углового кабинета были расписаны. Во всяком случае, какие-то росписи в Черемушках при этом владельце уже несомненно были. Об их качестве можно судить по письму М.В.Якунчиковой, которая, побывав в Риме на Палантине в 1888 г., констатировала: «Как хорошо сохранились фрески в доме жены Августа, но как они мало художественны, мало лучше, чем в Черемушках…»

В начале 1910-х гг. господский дом был капитально перестроен И.В.Жолтовским для Н.В.Якунчикова и в общих чертах приобрел современный вид. И.В.Жолтовский тогда уже был одним из самых известных и, следовательно, самых дорогих архитекторов. Привлечение его к строительству говорило в первую очередь о богатстве заказчика, могущего оплатить его услуги. Непременное условие И.В.Жолтовского – участие в отделке интерьеров спроектированных им зданиях высококлассных художников также способствовало его репутации «архитектора для миллионеров». Однако пока неясно, кто из них работал в Черемушках.

И.В.Жолтовский существенно изменил конструкцию здания, а лестницы отделал в стиле модерн с «применением элементов китайщины». Столовая, описанная в своих воспоминаниях Д.П.Сорохтиным, превратилась в огромный парадный вестибюль, отделка которого стилистически близка известному особняку Тарасова на Спиридоновке, также спроектированному И.В.Жолтовским. В доме были устроены центральное отопление и водопровод, проведено электричество, полы ватерклозетов и кухни были выложены метлахскими, а стены изразцовыми плитками. Обновился и внешний вид здания: появились каменные балюстрады над карнизами одноэтажных боковых пристроек, кровли которых стали балконами. В одной из этих пристроек, юго-западной был устроен зимний сад, сменивший «Цветочный фонарь», сооруженный на этом месте при Н.С.Меньшикове. Портик был превращен в парадное крыльцо, а со стороны пруда пристроена полукруглая терраса, все фасады перештукатурены, а ордерные элементы обновлены. Таким образом, в своем современном виде черемушкинский господский дом является больше произведением И.В.Жолтовского чем Ф.-К.-Х.Вильстера. К нему вполне применимо следующее мнение авторов сборника «Архитектурная Москва», обнародованное в 1911 г.: «От всех зданий Жолтовского веет холодком, но в них тепло даже в крещенские морозы».

В настоящее время у входа в здание укреплены две мемориальных доски с надписями. Одна из них посвящена А.И.Алиханову, другая, изготовленная по эскизу академика А.М.Мигдала, И.Я.Померанчуку.

За домом находится предшествующая пруду терраса, окруженная каменной балюстрадой. Подобное сооружение на этом месте находилось еще с меньшиковских времен. Нынешняя терраса, хотя и имеет в основе предыдущую, является произведением начала 1910-х гг.

Вокруг территории парадного двора в середине ХХ в. были сделаны многочисленные посадки клена татарского, лиственницы европейской, робинии псевдоакации, березы бородавчатой и пушистой и других деревьев и кустарников. Те же породы одновременно были высажены и в других частях усадебного парка. С юго-запада парадный двор ограничен небольшим каменным двухэтажным флигелем стилистически близким господскому дому. Хотя он считается постройкой XVIII-ХIХ вв., опись Черемушек 1914 г. называет этот флигель “новым” из чего следует, что он был сооружен в последний крупный дореволюционный строительный период в усадьбе, то есть в начале 1910–х гг. При Н.В.Якунчикове в этом флигеле находились квартиры служащих в имении, поэтому его логично называть служебным. В 1914 г. в нем был устроен лазарет для раненых воинов.

Первоначально на этом месте находилась более ранняя постройка, возможно частично использованная при сооружении «Служебного флигеля». В разное время это здание называли по-разному: при Голицыных: «Кухня» или «Кухонный флигель», при Меньшиковых «Молочный дом”, а при Якунчиковых «Гостевой» флигель, что отражает его изменявшиеся функции.

Юго-западнее «Служебного флигеля» его находится так называемый новый «Кухонный флигель», сооруженный при Н.С.Меньшикове в 1830-1840-х гг. Это небольшое двухэтажное квадратное в плане здание, вполне вписывающееся в стилистику позднего классицизма. Еще одно его название: «Детский флигель» видимо относится ко временам Якунчиковых, т.к. у Н.С.Меньшикова детей не было, а племянник В.А.Меньшиков к времени получения Черемушек был вполне зрелым человеком.

Ближе к пруду на одной линии со «Служебным флигелем» расположено одно из самых интересных сооружений Черемушек — так называемый «Эрмитаж», классицистическое здание, центральная часть которого акцентирована портиками и куполом. Подкупольный объем первоначально представлял собой двухсветный зал, но ныне разделен на два этажа.

Названием «Эрмитаж» здание косвенно обязано Ю.И.Шамурину. В его книге «Подмосковные», изданной перед Первой мировой войной, при описании черёмушкинских павильонов отмечено, что одно из традиционных использований таких сооружений, редко имевших практическое назначение: «эрмитажи для отдохновения». В 1920-х гг. члены Общества изучения русской усадьбы соотнесли абстрактную метафору «эрмитаж» именно с этим зданием. Именно под этим названием оно оказалось включенным в литературу и официальные документы.

В списке памятников архитектуры Москвы, состоящих под государственной охраной, «Эрмитаж» имеет условную датировку — XVIII в. В переводе с канцелярского на общепринятый язык это значит, что Государственному управлению охраны памятников г. Москвы о здании толком ничего не известно. Во всяком случае, не исключено, что «Эрмитаж» имеет еще голицынское происхождение и, значит, может вместе с церковью считаться одной из самых старых построек Черемушек. Об этом косвенно свидетельствует наличие под западной частью здания достаточно большого помещения для ледника, первоначального имевшего отдельный вход, ориентированный на находящийся по соседству кухонный флигель, находившийся на месте служебного. Во всяком случае «Эрмитаж» был сооружен не позднее 1780-х гг.

В литературе отмечено, что первоначально он являлся «Гротом». Однако это здание имеет специфическую планировку, более характерную для оранжерей: круглый центральный двухсветный зал, декорированный колоннами и примыкающие к нему два крыла. Безусловно, это могла быть не промышленная оранжерея, а парадная, по сути, парковый павильон, украшенный оранжерейными растениями, в котором могли проводиться торжественные приемы. Именно такими были Померанцевая оранжерея в Кузьминках, несохранившаяся оранжерея в Люблине и т.п. Отметим, что при черёмушкинском господском доме была каменная оранжерея, упоминаемая в описи 1783 г., причем «Грот» в ней не указан.

Здание неоднократно меняло свое предназначение и соответственно, названия. После «Грота» оно по инициативе Н.С.Меньшикова после реконструкции стало называться «Ванный флигель». При Якунчиковых была устроена на пруду самостоятельная купальня, поэтому «Ванный флигель» использовался как дачное помещение. Видимо, при этом, в центральном зале были устроены перекрытия. В конце 1900-х гг. тогда перед ним появился фонтан, увековеченный на картине П.И.Чешуина “Старый дом”, экспонировавшейся в 1913 г. в Москве на выставке рисунков и набросков, исполненных на вечерах художественного кружка “Среда”. Судя по ней, уже тогда большие окна были на две трети заложены, что, возможно, связано с размещением в здании Н.В.Якунчиковым усадебной библиотеки. В 1920-х гг. оно было расширено за счет небольшого объема, пристроенного со стороны пруда. Тогда же в этой части здания был устроено подвальное помещение, никак не связанное с ледником.

Юго-западнее «Эрмитажа» на берегу пруда поставлено большое мрачное здание, сооруженное в псевдоклассицистических формах в конце 1940-х-начале 1950-х гг. Это один из институтских корпусов. Но большая часть институтских построек расположена в «запрудной» части усадьбы, куда можно попасть либо по арочному мосту, перекинутому через пруд в его юго-западной части, либо по дамбе, ограничивающей пруд с северо-востока. Этот пруд, имеющий правильную прямоугольную форму, около 1816 г заменил два пруда, устроенные на русле речки Бекетовки ранее. Именно тогда же были выстроены мост и плотина.

В «запрудной» части Черёмушек усадебных построек не сохранилось. Некоторый интерес представляет только двухэтажный коттедж, сооруженный в конце 1940-х-начале 1950-х гг. для А.И.Алиханова – незаурядное, и, к сожалению, пока безымянное архитектурное произведение, недооцененное исследователями. Он поставлен на месте беседки, увековеченной этюдом М.В.Якунчиковой «Парк в Черёмушках. Пруд». Вокруг коттеджа сохранилась часть липового парка, в которой встречаются и отдельные экземпляры дуба черешчатого. Аналогичная растительность характерна и для основной территории парка.

От «Эрмитажа» дорожка, идущая по берегу пруда, мимо террасы, выводит к двум парковым павильонам: «Миловиде» и «Чайному домику», отличающимся благородством и выразительностью форм. Некогда подобные павильоны украшали многие усадьбы, как в Подмосковье, так и в других регионах страны, однако они дошли до нас в крайне незначительном количестве, поэтому черёмушкинские павильоны уникальны своей сохранностью. Строительство «Миловиды» относится 1830—1840-м гг. т.е. ко времени владения Черёмушек Н.С.Меньшиковым. Этот павильон напоминает собою Миловиду из подмосковной усадьбы Царицыно, сооруженную по проекту И.В.Еготова, отсюда и его условное название (в настоящее время сквозная арка черёмушкинской «Миловиды» застроена). Типологически сходное сооружение одно время существовало и на территории усадьбы Петровско-Разумовское.

«Чайный домик» или «Китайский павильон» – оригинальное парковое сооружение, выполненное в традициях раннего классицизма: небольшое одноэтажное здание, украшенное рустовкой и пинаклями – декоративными башенками пирамидальной формы. Павильон был сооружено в 1780-х гг. в период активной обстройки Черёмушек С.А.Меньшиковым и вместе с башнями экономии отразил архитектурные искания того времени, воплотившиеся в «китайщине», о чем свидетельствуют и его названия. С определенными оговорками можно предположить, что проект этого здания выполнен Ф.-К.-Х.Вильстером, автором черёмушкинского господского дома. Считается, что при Н.С.Меньшикове в 1830-1840-х гг. оно было, как бы одето в классицистический футляр – частично перестроено и оформлено портиками. Севернее некогда находился третий павильон, на месте которого ныне находится непрезентабельное одноэтажное строение.

У павильонов проходит граница регулярной и следовательно наиболее старой части усадебного парка. Его центральная аллея выводит от «Чайного домика» к наиболее старому зданию Черемушек – церкви Знамения Богородицы, памятнику развитого барокко типа “восьмерик на четверике”, являющемуся также и первой каменной постройкой усадьбы. Ее фасады украшает нарядный декор. Компактный и симметричный объем церкви с высоким ярусным завершением, напоминающий скорее нарядный парковый павильон, чем культовое здание, был поставлен в усадебном парке вблизи старой дороги в Черёмушки и обращен к ней северным фасадом.

Инициатива создания в Черёмушках церкви принадлежала Ф.И.Голицыну, получившему 30 декабря 1742 г. разрешение на её строительство. Надо думать, что церковь была сооружена в течение следующего 1743 г. так как тогда она уже значилась «новопостроенной» (Ю.И.Шамурин без ссылки на источник привел другую дату сооружения церкви – 1747 г. пока не подтвержденную документами, известное по современной литературе еще одно время этого события — 1735-1739 гг. просто ошибочно).

Хотя черёмушкинская церковь сооружалась как приходская, после окончания строительства она, вопреки существовавшему законодательству, получила статус домовой, т.е. стала чисто «усадебной». Это значило, что право пользования ею составляло, исключительную прерогативу Голицыных. Все остальные жители Черёмушек должны были по-прежнему пользоваться церковью Николая Чудотворца в соседнем селе Никольском (Котлах). В 1772 г., когда имение находились в ведении аукциона, черёмушкинская церковь была закрыта. Она снова стала действующей только в 1784 г. после перехода Черёмушек к князю С.А.Меньшикову, будучи «приписана» к церкви Троицы другого соседнего села Троицкого (Троицкое-Черёмушки).

В конце XVIII — начале XIX вв. маленькая колокольня над входом в церковь была заменена отдельно стоящей деревянной звонницей, (документы называют ее «колокольнею на деревянных столбах»), к западу от входа в здание были поставлены небольшие ворота, не дошедшие до наших дней — уменьшенное и упрощенное повторение ворот, ведущих на парадный двор усадьбы. Примерно в то же время интерьеры церкви были расписаны. Хотя вплоть до настоящего времени в литературе о Черёмушках продолжают встречаться сведения о том, что росписи сохранилась, на самом деле из них ничего не уцелело. При Якунчиковых церковь была либо переосвящена, либо в ней был устроен придел Спаса, в честь религиозного праздника, по каким-либо причинам знаменательного для них, о чем свидетельствует новое название имения Черёмушки–Спасское, значащееся в ряде документов.

Церковь была второй раз закрыта в 1920 г., тогда в ней минула надобность, и новые хозяева Черёмушек просто перестали вызвать к себе священника и прекрасно стали обходится без него. С того времени ее помещение использовали под хозяйственные нужды. Еще в 1920-х гг. иконостас был ликвидирован, разобраны звонница и церковные ворота. Ныне в непосредственной близости от церкви находится сооружения реактора, поэтому её нельзя сделать действующей.

* * *


Возврат к списку