Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A A A

Валерий Нозик

Георгий Александрович Лексин занялся ядерной физикой в 50-е годы, когда казалось, что с ядром вот-вот разберемся! Ведь и осталось только понять каким образом пионы переносят сильное взаимодействие, связывая протоны и нейтроны в плотный коллектив – ядро. А разнообразные свойства ядер будут предметом вычислений, пусть и очень сложных. Но оказалось, что многочастичные системы с сильным взаимодействием «Ядра – чистый изумруд… А, быть может, люди врут». Это пушкинское пророчество в качестве эпиграфа взял к своему обзору в УФН, может быть, лучший знаток ядерной проблемы А.Б.Мигдал. От многочастичных ядер Лексин вернулся к простейшему – дейтону и здесь проблемы. Будет и спиральный возврат к ядерному скейлингу. Последняя атака на виртуальные многочастичные состояния – флуктоны. Возможно это представление и плодотворно, но…

Не думаю, что Георгия Александровича утешало пастернаковское: “Но пораженье от победы ты сам не должен отличать”. Он хотел победы, любил завершить маршрут.

Учитель, наставник, просветитель

Г.А.Лексин был учителем явным. Это значит, что он был не просто учителем и наставником по факту, а учительствовать любил, любил объяснять, открыто радовался взаимопониманию, любил думать вслух и совместно. Эта сторона его мировосприятия ярко проявилась в ИТЭФ в трех ипостасях: руководство сильной лабораторией, почти 40-летняя преподавательская деятельность в МФТИ, связанная с научным руководством студентов и 30-летнее участие в организации и проведении сначала внутренней, а затем и международной Зимней школы ИТЭФ. О руководстве лабораторией рассказали ее сотрудники. Я не был среди них, но свидетельствую, что коридор, где располагался кабинет Г.А.Лексина и комнаты сотрудников его лаборатории, был самым оживленным местом 101 корпуса ИТЭФ.

Лектор МФТИ

Я в точности не знаю, кто привлек Лексина к преподаванию экспериментальной физики на кафедре Факультета Общей и Прикладной Физики (ФОПФ), но уверен, что это был точный выбор в соответствии с основополагающей идеей Физтеха: базовым методом обучения современной физике. Студенты с первых лет обучения должны учиться там, где непосредственно занимаются физикой экспериментальных частиц и у тех, для кого эта физика живое каждодневное занятие. Совсем молодые люди получали знания в аудиториях ИТЭФ и здесь же видели, как, кто и каким способом эти знания добывают. Студент мог избрать не только интересный ему объект исследования, но и живого учителя-наставника, не только в науке, но и жизни.

Георгий Александрович вел два предмета для студентов 3-4 курсов. Первый -курс «Экспериментальные методы ядерной физики», по существу методический, включал физику взаимодействия частиц с детекторной средой (счетчики, пузырьковые, искровые камеры и т.д.). Второй – курс «Экспериментальная физика сильных взаимодействий», 1-я часть которого для студентов была введением в обширный цикл по современной физике. Сейчас бы мы определили его, как «физика частиц, состоящих из легких кварков». У Лексина была собственный стиль преподавания, главный смысл которого заключается в двух словах: непосредственное общение. Обучение на базе предполагает, что лекция схожа с семинаром. В аудитории 5-10 студентов, сидящих рядом с преподавателем, которому видны глаза, заметна реакция слушателя на излагаемое. Лексин практически не пользовался демонстрационной техникой, а, тем более компьютерией , для изложения материала: только мел и доска. И дело не в консерватизме, а в том, что темп рассказа органически задается самим способом – нужно говорить и одновременно писать-рисовать на доске. Такой темп, по мнению Лексина, и соответствует темпу «понимания-непонимания». При таком способе информационного контакта время задержки в изложении событий достаточно для осмысливания, формулировки вопросов в голове слушателя и для реакции преподавателя. Хочу заметить, что большинство сегодняшних преподавателей кафедры, сами учившиеся у Лексина в МФТИ (д.ф.м.н. В.Б.Гаврилов, д.ф.м.н. С.В.Семенов, чл-корр. РАН П.Н.Пахлов, к.ф.м.н. Т.В.Углов), прекрасно владеющие PowerPoint, вслед за учителем предпочитают доску и мел. На Физтехе посещение занятий студентами не является обязательным требованием. А тогда зачем сидеть на лекции, если все что будет сказано, можно прочесть с компьютера.

И еще... У Лексина не было двоек на экзамене. Я не могу ответить на вопрос «почему?», хотя вряд ли все его студенты были достойны высоких лексинских баллов. Я знаю, что точно - не все. Более того, он выпускал дипломников, которые еле-еле добирались до финиша и уходили из физики в иные сферы. Конечно, все стандартные аргументы «против» либерализма ему были известны и, тем не менее, он двоек не ставил... Тут не о чем думать, но есть что почувствовать.

Зимние Школы ИТЭФ

И опять не знаю (да и не обязательно это знать в данном случае) кто придумал собирать физиков ИТЭФ зимой для того, чтобы «уйти» повседневной текучки и целую неделю вариться в «новой физике», катаясь на лыжах между и после лекций, а вечером слушать рассказы знатоков «обо всем, только не про физику». Может быть сыграла роль какая-то западная модель соединения науки и лыж, но «культурный компонент» школьных вечеров, так укладывается в Лексина, что его роль в организации этого, сначала отечественного, а затем и мирового масштаба, для меня несомненна.

Школы ведут начало с 1973 года. С этого по 2003 год Лексин был в составе Ректората Школы. По экспериментальной физике частиц чаще других с лекциями выступали сотрудники лаборатории Г.А.Лексина: 6 лекций на 2-ой ( Взаимодействие частиц высоких энергий с ядрами), 3-ей (Ядерный скейлинг,), 4-ой (Продолжение ядерного скейлинга,), 10-ой (Глубоконеупругие ядерные реакции, совместно с В.Гавриловым), 12-ой (Образование дейтонов в ядерных реакциях при высоких энергиях, совместно с В.Гавриловым) 12-ой (Глубоконеупругие ядерные реакции. Новые данные и аспекты анализа). В 1997г. главными организаторами школ А.Б.Кайдаловым (от теоретиков) и Г.А. Лексиным (от экспериментаторов) была прочитана «историческая» лекция «25 лет Зимней школе ИТЭФ».

И Физтех, и зимнее школярство не были деятельностью Георгия Александровича Лексина по обязанности, но - по душе. «Надежды маленький оркестрик под управлением любви».


Возврат к списку